Книга А. Ефименко и Л. Шуляковой «Первопроходцы»

 

 

 

 

Это книга Ларисы Шуляковой и Анатолия Ефименко о первой студии телевидения в нашем городе. О людях, ее создавших. Авторы рассказывают о телевизионщиках-первопроходцах конца пятидесятых-семидесятых годов прошлого столетия. Людей этих отличало высокое чувство ответственности и большая любовь к профессии.
Прошло более полувека. Уходит очередное поколение Челябинской студии телевидения, но память о первых энтузиастах остается в наших сердцах.
Им, пионерам первой в Челябинске студии телевидения посвящается эта книга.

 

Часть 1 и 2:




 

Часть 3 и 4:

 



 

 

Из материалов газеты «Программа телевидения и радио» от 5 августа 2015 года. г.Челябинск.

 

«Расстрел» отмечает 50 летие
В этом году исполнилось 50 лет как на Челябинской студии телевидения был снят первый полнометражный игровой художественный фильм, который был принят к тиражированию и показу на экранах кинотеатров необъятного Советского Союза. Фильм назывался «Расстрел» и был снят по рассказу известного советского журналиста Генриха Боровика. Автором сценария был Владимир  Малахов, режиссер Рафаил  Эйленкриг, оператор Геннадий Кононов.
Фильм рассказывал об одном из эпизодов Великой Отечественной войны… В сюжете речь шла о двух немцах-интернационалистах, которые прошли обучение в советской разведке и были заброшены фашистам в тыл. Но там, а именно в Белоруссии, они попали в плен к дикому партизанскому отряду. А кто такие были дикие партизаны? Жители какой-нибудь спаленной фашистами деревни, бежавшие в леса, сражавшиеся с берданками и саблями, вне всякой связи с "большой землей". Это были безграмотные, очень плохо образованные люди - при поляках их держали чуть ли не в рабстве. Разумеется, они приняли немцев-интернационалистов за фашистов, отвели их в свой лагерь. Немцы говорили по-русски, но не имели права раскрыться. В лагере же никто не говорил по-немецки, кроме мальчишки Кольки, который помнил-то несколько слов по школе. Командир партизанского отряда приговорил немцев к расстрелу. Перед казнью те неожиданно запели "Интернационал". Все удивились, мальчишка их спрашивает: "Рот фронт?" Немцы в ответ: "Рот фронт!", признались, наконец, что они советские разведчики. Сразу им, конечно, не поверили, немцам пришлось сказать, где лежат их рации, по которым в определенные дни можно связаться с Москвой. В общем, все окончилось благополучно.
- Партизанский лагерь был построен на Монахах, вырыли землянки, укрыли их снегом. Очень натурально получилось. Начиналась зима, и когда выпал первый снег, "декорации" припорошило, что сделало их еще более правдоподобными, -  вспоминает режиссер фильма Рафаил Эйленкриг, -  Когда я сдавал фильм в Госкомитете, меня спросили: "Вы были в партизанском отряде? У вас такая правда эпизода". Нет, сам я не воевал. Но мне удалось найти для съемок людей, которые партизанили. Они снимались в массовках, а главные роли играли актеры челябинских театров, в том числе знаменитый Агеев. Фильм был удостоен приза на телевизионном фестивале. Тогда, в 1966 году, о Великой Отечественной войне еще многого не знали, поэтому картина вызывала большой интерес.
Фильм назывался «Расстрел», хотя в нем нет ни одного выстрела. Он рассказывает о высоком гуманизме и интернационализме советских людей, об их великой преданности и любви к Родине.
В фильме играли актеры Челябинского театра имени Цвиллинга (ныне имени Орлова) заслуженный артист РСФСР Е. Агеев, артисты Ю. Борецкий, В. Кругляк, В. Ларионов и другие. А в массовке как раз участвовали настоящие партизаны - на их крупных планах строились наиболее драматические моменты, а также постояльцы из дома отдыха.
Надо сказать, что фильм «Расстрел» принял участие в 1966 году в первом Всесоюзном фестивале телефильмов в Киеве, на котором получил высокую оценку. Газета «Родянска культура» писала: «Такие фильмы завоевывают зрителя не массовыми сценами, не сложными постановочными эффектами, а проникновением в человеческую душу».